Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 17.07.2024, 02:37
Республика Саха (Якутия) 
Усть-Янский улус (район) Муниципальное казённое учреждение
"Усть-Янское районное управление образования"

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
.
.
.
.
.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Главная » 2016 » Июль » 28 » О Законе Республики Саха (Якутия) 14 марта 2016 года З №737-V «Об ответственном родительстве»
15:08
О Законе Республики Саха (Якутия) 14 марта 2016 года З №737-V «Об ответственном родительстве»

Заключения Прокуратуры Республики Саха (Якутия), Управления Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) о том, что нормы закона не противоречат федеральному и республиканскому законодательству имеются.

 

  1. Устанавливаются ли Законом дополнительные меры ответственности к родителям?

Нет, не устанавливаются.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации указанное полномочие находится в исключительном ведении Российской Федерации.

 

  1. Имеются ли ювенальные технологии в Законе?

Нет, ювенальных технологий в Законе нет.

 

  1. Могут ли на основании этого Закона лишать родителей родительских прав?

Нет, не могут.

Действующее федеральное законодательство установило закрытый перечень оснований лишения родительских прав. Указанный закон не содержит иных норм – оснований для лишения родительских прав.

 

  1. Закон дублирует нормы федерального законодательства?

Да, в части прав и обязанностей родителей.

В главе II закона объединяются (кодифицируются) совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией родительских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» воспроизведение в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства, так и наличия в региональных законах ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов не противоречит федеральному законодательству.

 

  1. Почему в Законе к родителям приравнены иные лица?

Субъектами правоотношений, на которых направлены нормы закона являются родители (мать и отец).

Вместе с тем, в соответствии с Семейным кодексом РФ наравне с родителями имеют права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних иные законные представители несовершеннолетних (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители).

 

  1. Почему в Законе приведено определение семьи, как «семья - объединение двух и более лиц, основанное на браке, родстве и (или) свойстве, усыновлении (удочерении) и иных формах принятия детей на воспитание, связанное общностью жизни, ведением совместного хозяйства и (или) воспитанием детей, а также личными и имущественными правами и обязанностями, предусмотренными законодательством». «Объединение двух и более лиц» - то есть могут быть родитель 1 и родитель 2 (однополые «семьи»)? Не является ли это подрывом устоев традиционной семьи?

Понятие семья введено Законом Республики Саха (Якутия) Закон от 17.12.2008 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)».

Нормы Закона необходимо трактовать полностью в контексте, а не отрывками. Если рассмотреть словосочетание «объединение двух и более лиц лиц» в контексте получаем:

- «объединение двух и более лиц основанное на браке…» – в соответствии со статьей 12 Семейного кодекса Российской Федерации условием заключения брака является - взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

- «объединение двух и более лиц основанное на родстве и (или) свойстве, усыновлении (удочерении) и иных формах принятия детей на воспитание, связанное общностью жизни, ведением совместного хозяйства и (или) воспитанием детей, а также личными и имущественными правами и обязанностями, предусмотренными законодательством» –

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.04.2003 N44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы».

Таким образом, однополые «семьи» (родитель 1 и родитель 2) не подпадают под указанное определение семьи.

 

  1. Что нового устанавливается Законом?

Во-первых: вводятся новые понятия: «ответственное родительство», «содержание ребенка родителем», «обучение ребенка родителем», «воспитание ребенка родителем», «сохранение здоровья ребенка родителем», «развитие ребенка родителем», «защита прав и законных интересов ребенка родителем», «принципы ответственного родительства».

В действующем федеральном законодательстве приведенные понятия отсутствуют.

Во-вторых: в проекте закона объединяются (кодифицируются) совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией родительских прав и обязанностей.

В-третьих: предлагаются меры, принимаемые исполнительными органами государственной власти, их подведомственными организациями, органами местного самоуправления по формированию ответственного родительства (статьи 10-20).

  1. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона одним из принципов ответственного родительства является реализация права ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Не будет ли это трактоваться как то, что родители должны спрашивать согласие ребенка по любому вопросу, так как любой вопрос в семье косвенно тем или иным образом касается всех членов семьи, в том числе ребенка?

Право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, установлено ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации, принятого в 1995 г.

 

  1. Статьей 21 Закона предусмотрена ответственность за неисполнение данного Закона. В отношении кого установлена ответственность?

За неисполнение норм Закона предусмотрена ответственность должностных лиц органов, организаций и учреждений, указанных в статьях 10 - 19 Закона, в соответствии с законодательством.

 

  1. Какие меры со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления будут приниматься в целях формирования ответственного родительства.

Например, Министерство по делам молодежи и семейной политике РС (Я), учреждения в сфере семейной политики в соответствии со своими уставами и положениями в соответствии с законом:

1) организуют и проводят мероприятия по пропаганде традиционных семейных ценностей, ответственного родительства, по возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений;

2) взаимодействуют с общественными объединениями в области семейной политики, оказывают им организационную, методическую и иную помощь;

3) принимают меры по организации взаимодействия родителей с общественными объединениями, деятельность которых связана с воспитанием и развитием детей;

4) организуют и проводят работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

5) проводят мероприятия по семейной политике детствосбережения, обеспечению комфортной и безопасной среды детства, сохранению семьи, предотвращению отказов от детей, а также любых форм жестокого обращения с ними;

6) обеспечивают эффективную и доступную работу служб телефонов доверия, бесплатный доступ к общероссийскому детскому телефону доверия; принимают меры по обеспечению доступа родителей к получению бесплатной психологической помощи, в том числе к телефонам доверия;

7) организуют выездную работу для оказания детям и родителям психологической помощи, в том числе экстренной;

8) организуют работу с организациями по внесению в коллективные договоры дополнительных гарантий с целью поощрения ответственного родительства; проводят мероприятия по повышению престижа руководителей организаций, оказывающих дополнительную поддержку гражданам, имеющим детей.

Например, Министерство образования РС (Я), общеобразовательные организации:

1) оказывают помощь родителям в воспитании, обучении и развитии детей, сохранении и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей детей, в том числе путем организации родительского всеобуча;

2) принимают меры по внедрению в образовательный процесс программ, направленных на пропаганду традиционных семейных ценностей, обучение основам семейной жизни, формирование ответственного родительства;

По инициативе ЯРО ВОД «Матери России» от 18 августа 2015 года присвоен гриф «допущено» Министерством образования РС (Я) как рабочая программа по семейному воспитанию для 8-9 классов «Азбука семейной жизни» в образовательный курс, для 10-11 классов «Я – будущий семьянин».

Так, меры по формированию ответственного родительства определены у каждого органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, также определено участие социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

  1.  Почему в Законе не предусмотрены социальные льготы, социальная поддержка родителей?

В соответствии с ч. 2 статьи 1 Закона социальные и иные меры поддержки семей, материнства, отцовства и детства регулируются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Так, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» предусмотрены меры поддержки молодых и многодетных семей (ежегодная денежная выплата для приобретения комплекта школьной, спортивной и другой детской (подростковой) одежды; обеспечение детей в возрасте до шести лет из многодетных семей бесплатными лекарственными препаратами, устройство детей в первоочередном порядке в дошкольные образовательные организации; предоставление в первоочередном порядке земельных участков; предоставление социальных выплат, льготных кредитов на улучшение жилищных условий, право на получение республиканского материнского капитала «Семья», выплаты при рождении первого ребенка, двух и более детей одновременно, семьям, имеющим 5 и более  несовершеннолетних детей и другие.

 

  1. Было ли организовано общественное обсуждение законопроекта?

В течение июня – ноября 2015 года на различных площадках Общественной палаты РС (Я), муниципальных образований, на заседаниях общественных советов министерств, ведомств, занимающихся вопросами семьи, детства, охраны здоровья, образования, родительской общественностью, педагогами республики обсужден законопроект, освещалась тема ответственного родительства в теле и радиопередачах.

 

  1. Какие выводы следуют по итогам общественных обсуждений:

Выводы по итогам общественных обсуждений:

1) поддержать концепцию ответственного родительства;

2) неэффективность ужесточения мер административной, уголовной ответственности родителей;

3) всего поступило и рассмотрено 415 предложений из 34 муниципальных районов и 2 городских округов. Всего в обсуждении законопроекта приняло участие более 143 914 граждан, из них поддержали принятие законопроекта 98%.

  1. Сколько поступивших предложений было учтено? Кто решал: учитывать предложения или нет.

Приказом Государственного комитета юстиции РС (Я) от 20 октября 2015 г. №136-П создан организационный комитет по рассмотрению замечаний и предложений к законопроекту и разработке проекта итогового документа.

Всего поступило и рассмотрено 415 предложений, из них учтено 48% (201), остальные не учтены по причинам: противоречия федеральному законодательству, вопрос регулируется федеральным законодательством, носит мероприятийный характер, в связи с исключением пунктов (статей) в законопроекте, не является предметом регулирования настоящего законопроекта, относится к компетенции суда, по правилам юридической техники, регулируется другими нормативными правовыми актами республики.

 

  1.  В законопроекте была норма про «неоставление детей дома одних». Есть ли такая норма в принятом Законе?

Нет, такой нормы нет.

Вместе с тем, часть 3 статьи 3 закона говорит о том, что родители обязаны принимать меры по недопущению нахождения ребенка в условиях, угрожающих его безопасности и здоровью.

Статьей 125 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Например, 10 мая 2010 г. при прохладной погоде гр. Ш. оставила своего ребенка вблизи садоводства "Энергетик" г. Челябинска, в результате чего смерть ребенка наступила от переохлаждения. Ее действия были квалифицированы по ст. 125 «Оставление в опасности» и ч. 1 ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности» УК РФ. Из показаний матери, она оставила ребенка в надежде, что его найдут и приютят посторонние люди. В то же время из показаний свидетелей следует, что Ш. ухода за ребенком не осуществляла, воспитанием не занималась, периодически оставляла его без присмотра на длительное время. Приговором районного суда Челябинской области от 29 октября 2010 г. Ш. осуждена по указанным статьям к шести месяцам лишения свободы. (Багмет А.М., Скобелин С.Ю. Уголовно-правовая охрана материнства и детства // Юридический мир. 2015. N 3. С. 49 - 53).

 

  1.  В статье 7 Закона сказано, что родители обязаны принимать меры по недопущению употребления ребенком алкогольной и спиртосодержащей продукции, табака, наркотических и психоактивных веществ. Но никто не застрахован от того, что ребенок в 15-16 лет под воздействием дурной компании выкурит сигарету, выпьет бутылку пива. Если раньше это могло влечь лишь моральную негативную оценку, теперь по закону происходит «нарушение обязанности родителем».  Такая семья попадет на учет и будет подвергаться прессингу госорганов?

Каждый родитель согласится, что употребление алкоголя и спиртосодержащей продукции (в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво относится к алкогольной продукции), употребление табака, наркотических и психоактивных веществ негативно влияет на здоровье человека, тем более ребенка.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (статьи 20.20, 20.21, 20.22 предусмотрена административная ответственность за распитие алкогольной продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Протоколы об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно статьи 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З N 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, а также оставивших образовательные организации и неработающих несовершеннолетних, принимают решения об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.

В соответствии с действующим законодательством комиссия является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Решение комиссии выносится в форме постановления, которое принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в ее заседании. Постановление комиссии должно быть мотивировано и изложено в письменной форме.

Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд. Таким образом, необоснованная постановка на учет несовершеннолетних исключается.

 

  1.  Указанный закон запрещает существование бедных семей? Имеются объективные факторы, такие как отсутствие работы, низкая заработная плата, стечения жизненных обстоятельств, вынуждающие многие семьи жить крайне бедно, не будет ли по новому закону вменено родителям то, что они «не создают условия, в которых ребенок может в полной мере развиваться».

Согласно Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Указанные условия создаются путем государственной поддержки семей, имеющих детей, в частности в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» предусмотрены меры государственной поддержки молодых и многодетных семей (см. вопрос 12).

Между тем, создание таких условий не освобождает от установленной действующим федеральным законодательством обязанности родителя содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в указанных случаях (отсутствие работы и средств к существованию, отсутствие определенного места жительства, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и др.).

В соответствии с частью 8 статьи 5 закона родители имеют право обратиться в территориальный орган управления социальной защиты населения для получения социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой и социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) о социальном обслуживании.

Таким образом, закон не «запрещает существование бедных семей», а говорит о том, что родитель должен принимать меры для того, чтобы обеспечить своего ребенка, в том числе путем обращения в органы социальной защиты населения о предоставлении социальных услуг.

Указанный закон не устанавливает дополнительные меры ответственности к родителям.

 

Вывод: Законом определены меры, принимаемые органами исполнительной власти, подведомственными им организациями, органами местного самоуправления по формированию ответственного родительства, путем обучения, пропаганды, оказания консультативной психологической и педагогической помощи,  путем организации работы с организациями по внесению в коллективные договоры дополнительных гарантий с целью поощрения ответственного родительства; путем повышения престижа руководителей организаций, оказывающих дополнительную поддержку гражданам, имеющим детей и др. мероприятиями.

Просмотров: 968 | Добавил: админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
тел. (41166) 2-77-79 факс (41166) 2-85-76
Block title
Поиск
Календарь
«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
сайты ОУ
  • МБОУ "Казачинская СОШ"
  • МБОУ "Нижнеянская СОШ"
  • МБОУ "Силянняхская СОШ"
  • МБОУ "Туматская СОШ"
  • МБОУ "Усть-Куйгинская СОШ"
  • МБОУ "Усть-Янская СОШ"
  • МБОУ "Депутатская СОШ"
  • МКОУ "Уяндинская ООШ"
  • МБОУ "Хайырская СОШ"
  • МКОУ "Юкагирская ООШ"
  • МБДОУ "Депутатский д/с Умка"
  • МБДОУ "Усть-Куйгинский д/с Чебурашка"
  • МБДОУ "Силянняхский д/с Олененок"
  • МБДОУ "Казачинский д/с Кэнчээри"
  • МБДОУ "Усть-Янский д/с Радуга"
  • МБДОУ "Туматский д/с Олененок"
  • МБДОУ "Хайырский д/с Олененок"
  • МБОУ "Усть-Янская ДЮСШ"
  • .
    .
    .
    .
    .
    Архив записей
    Сделать бесплатный сайт с uCoz